- Авиталь, как долго вы находитесь в должности заместителя мэра и что было сделано не благо образования в городе?
- Начнем с того, что это не только я. Мы - хорошо сложенная команда. Я на этой должности три года. Мэр посчитала, что эта коденция будет посвещена образованию. И мы взялись за дело. Давайте начнем с того, что общий бюджет города равен одному миллиарду шекелей. Из них на образование выделяется 330 миллионов. Поверте мне, это небольшие деньги, плюс добавка на строительство школ и других учереждений еще 170 миллионов. Итого, у нас есть порядка 500 миллионов. Часть этих денег расходуется на зарплаты.
- Вы можете привести конкретные примеры, что было сделано, так сказать, “на местах”. Я имею в виду именно в школах.
- Реализованных проектов было достаточно много. Я приведу некоторые из них. Мы увеличили колличество специализированных классов. В школе “Шай-Агнон” появились спец-классы по изучению танцев и дзюдо. В “Черниховски”- музыкальный класс, дающий возможность сдачи экзамена на аттестат зрелости до 10 единиц. “Орт-Гутман” на базе школы имеет очень сильный класс, изучающий биотехнологию. В этом году мы открываем два специальных класса: в школе “Рабин” художественный и исторический в “Илель-Цур”. Это малая часть того, что мы сделали и будем продолжать делать. Следующий проект нам предложила компания “Нес”, работающая в области высоких технологий. Ученики 10-11 классов изучают технологии совместно с инженерами компании. Это даст возможность ребятам в будущем занять прочные позиции в области хай-тека. В михлелет “Нетания” есть возможность изучения компьютера на первую академическую степень. С этими знаниями можно сделать неплохую карьеру в армии (смеется). Так же в этом году запланированна поездка всех классов “зайн” в Иерусалим. Мы считаем, что детям в таком возрасте необходимо изучение истории своего народа. Интерестный проект запущен в школе “Шарет”. Дирекция школы устроила так, что на первое приглашение в военкомат дети пойдут все вместе. Видите, сколько всего интересного делается (смеется).
- Последнее время все чаще поднимался вопрос детей из эфиопской общины. Речь шла как раз об образовании. Какие шаги предприняты на сегодняшний день?
- Эфиопская община расположенна в отдельном районе, и это нужно учитывать. Было принято решение о так называемых 20% детей из общины в классе. Сейчас я вам обьясню, как это будет работать. Есть три школы, где сконцетрированны в большом колличестве дети из эфиопской общины. Это “Синай”, “Рамбам” и “Раши”. Школу “Синай” было принято решение закрыть. В “Раши” появится специальный класс полностью религиозный для выходцев из Эфиопии. Школа “Рамбам” будет присоединена к сети “Амит”, где откроется первый “смешанный” класс с технологическим уклоном. Суть 20% в том, что в классе должно быть не меньше и не больше пятой части выходцев из эфиопской общины. Дети должны интегрироваться в израильском обществе. Нельзя, что бы они жили в замкнутом пространстве общины. Но есть и другая проблема: не все школы готовы принять детей. Например, учебное заведение ортодоксального плана наотрез отказываются принимать эфиопских детей. Я же считаю, что каждый ребенок имеет право на получение знаний. В ортодоксальных школах очень необычный прием детей.Там, например, могут не принять ребенка, если у него дома есть телевизор (смеется). Все это абсурдно. Государство должно вмешаться и навести порядок.
- Какой процент учеников получает аттестат зрелости (багрут) в Нетании? Меняется ли он год от года или же мы имеем приблизительно одинаковый процент?
- Наш уровень учеников, получающих аттестат зрелости (багрут), один из лучших в стране. Приведу такой пример: в школе “Эльдад” 90% учеников получают аттестат. Нетания практически никогда не опускается ниже уровня в 70%. Но опять же, существуют определенные моменты, влияющие на этот показатель. Например, в ортодоксальных учебных заведениях уровень получивших аттестат равняется 0%. Да,да,да... Это так, и тут нечему удивляться. В их системе образования не предусмотрено получение аттестата, но финансирование они получают от государства. Это еще один парадокс (смеется). Хотя ортодоксальные девочки все таки его получают. Но их школы находятся на территории города, а это значит, что они тоже влияют на этот процент. Вот и смотрите: с одной стороны у нас 90% а с другой 0%. Средний показатель по Нетании составляет на сегодняшний день 60%. Но мы постаянно работаем над повышением этого уровня.
- Какой процент бюджета на образование расходуется на ортодоксальные школы в Нетании?
- В Нетании они не получают полного финансирования.Школы получают 75% от возможного. Такое решение было принято в муниципалитете. Я не очень хочу комментировать финансовые стороны образования. Для этого есть определенные люди и комиссии.
- Авиталь, давайте мы немного поговорим о вас, что бы наш читатель лучше вас узнал.
- О (смеется), я попробую себя представить. До того момента, когда я пришла в муниципалитет, я училась. Это мой наркотик, я очень любила и люблю учиться. В 30 лет я стала доктором психологии и мамой 3 детей (смеется). Очень все ускорено. Я изучала психологию террора и насилия. Это очень тяжелый раздел психологии, но я считаю что он имеет огромное значение в сегодняшнем мире. Принимала участие в более чем 30 международных проектах. Мне посчастливилось работать с очень интересными людьми. И вот однажды мне позвонили и предложили принять участие в новом движении, которое собирала Мирьям Фаерберг-Икар. Я пообещала подумать, но даже не представляла, как я оставлю науку. Спустя некоторое время я дала свое согласие. Поначалу пыталась совмещать работу в движении и науку, ситала, что это все не очень серьезно. Потом стало ясно, что я просто не смогу разорваться. Было принято решение оставить науку и посвятить себя городу. Но, я думаю, что придет тот день, когда я смогу совмещать и то и другое. А сейчас я воспитываю своих дочерей и стараюсь сделать все от меня зависящее для поднятия уровня образования в моем любимом городе.
- Нужна ли школьная форма? В чем ее смысл? Многие школьники не хотят ее носить, считая это принуждением и нарушением их прав.
- Школьники должны носить форму, это мое мнение. На мой взгляд, для этого есть масса причин. Это делает ребенка частью образовательной системы. Для примера возьмем армию. В армии солдаты носят форму не потому, что им это нравится, а потому, что это часть системы, в которой они находятся. Если ребенок не хочет одевать школьную форму, то задача родителей и школы попытаться объяснить, что это ему же на пользу. Я часто вспоминаю себя в школе. Мы носили форму, это были голубые рубашки с символикой школы. Тогда я тоже не хотела ее одевать, но сейчас понимаю, что это дает огромные плюсы для будущего. Ребенок привыкает быть частью системы. Знаете, мы воспринимаем людей по тому, как они одеты. По форме полицейского я знаю, что это страж порядка.
- Есть еще одна проблемма, которая не дает покоя нашим школьникам. Что такое “нулевой” урок? Наказание или желание учителей дать больше знаний ученикам?
- Я не думаю, что это проблемма. Каждая школа имеет право отменить “нулевой” урок. Это решение принимает родительский комитет. В некоторых школах он отменен. Честно скажу, я, как мать, не в восторге от нулевого урока.Но хочу заметить, что это ни в коем случае не наказание. Наказание, которое все чаще применяется в израильских школах, это отмена ежегодной поездки для провинившегося ученика.Проблема “нулевого” урока должена расматриваться каждой школой отдельно. Общего закона для этого нет.
- Авиталь, не так давно израильскую систему просвещения потряс скандал. На театральном представлении “Гетто” дети вели себя, мягко говоря, не самым лучшим образом. Что вы думаете по этому поводу? Может наши дети не готовы смотреть такие спектакли? Или же падает уровень культуры?
- Я видела этот спектакль. Это представление не предназначено для детей. Не хочу нечего говорить по поводу самого спектакля, он сделан очень не плохо. Дети, которых привели на этот спектакль, были с проблемным поведением. Учителя это знали и все же решились на этот эксперемент, который закончился громким скандалом. На сцене можно было видеть униженного, оскорбленного и раздавленного еврея, а рядом высокого блондина нациста. Как вы думаете, кто больше импонировал детям? Насчет падения культуры, я бы так не сказала. Культура тут не причем. Мировозрение детей отлечается от взрослого взгляда.
- Раскажите немного о проектах, которые буду реализованы в ближайшее время в Нетании?
- С марта месяца этого года мы запустили проект под названием “Ди-Бейд”. Это программа, которая обучает наших школьников правильно спорить. Дети с удовольствием занимаются. Это определенно поможет им в будущем контролировать себя и принимать правильные решения. Ведь, что такое спор с точки зрения психологии? Это словесная борьба двух индивидуумов. Во время спора очень важно держать себя в руках и не давать эмоциям одержать верх над рассудком. Вот этому и учатся дети по программе “Ди-Бейд”. Я хочу пригласить вас на эти занятия, что бы вы смогли сами все это увидеть.
- Ну и на последок, вопрос о политике. Вы не думали заняться большой политикой?
- О, нет (смеется). Скажу вам так: я еще слишком мало сделала для города. Да и большая политика меня не совсем прельщает. Так, что если будет свободное время, то я посвящу его семье и науке.
- Авиталь, спасибо вам большое за очень интересную беседу. Желаем вам и вашей команде успехов.
- И вам спасибо. Мы будем стараться.
Семен Хащанский.
Комментариев нет:
Отправить комментарий